Оценка нематериальных активов

Нематериальные активы – это долгосрочные права на владение определенным доходом, некоторыми другими бонусами. Нематериальные активы имеют свою собственную стоимость, но не имеют материально-вещественного содержания.

Оценка их стоимости является комплексным мероприятием, в основе которого лежат фундаментальные принципы экономической науки, анализа, некоторых расчетных процедур, необходимых для определения размеров стоимости объекта оценки в денежном выражении.

Оценка предполагает учет определенного периода времени, в условиях конкретного предприятия, которому принадлежит нематериальный актив.

Оценку стоимости нематериального актива проводят в различных целях, например:

1). Оценка стоимости лицензии, являющейся нематериальным активом, стоимости патента, стоимости предложения на лицензию проводятся с единственной целью – проведения переговоров об их покупке или продаже. Оценщик определяется с размером спроса на подобные лицензии или патенты, в условиях существующего рынка.

2). Нематериальным активом являются права владельца нематериального актива, а значит, нарушение этого права требует оценки стоимости ущерба. Данный вид оценки требуется для обоснования размеров рисков и размеров материальной претензии за нарушение прав владельца, согласно отечественному законодательству.

3). Оценка может проводиться для нужд управления предприятием или компанией, желающей использовать нематериальный актив для создания стратегического успеха в будущем, для получения прибыли, с его использованием. Также, оценивают стоимость нематериального актива для снижения производственных затрат с его использованием, расширения рынков сбыта и так далее.

4). Оценивается стоимость нематериального актива и в случаях, когда предприятие подвергается структурным преобразованиям. В данном случае, необходимо определить стоимость нематериального актива в стоимости всех активов в структуре вновь образованного капитала предприятия или компании. Также, такая оценка необходима для определения долей учредителей в уставный капитал компании.